Фигурное катание в прозаических произведениях
(Черёмуха в снегу / (библиотека "Огонёк" № 3. 1980). - М.: Правда. 1980. С. 35 - 39.)
В класс новой московской школы вошла чёрная девочка и отрекомендовалась по-русски, с трудом выговаривая слова:
- Я есть африканка... Меня имья зовут Катуша... Катьуша, - поправилась она и добавила: - Яблоки и грушьи...
Ребята выбежали здороваться с ней, и она протягивала обе руки то одной паре, то другой.
- Выбирай, Катюша, место, - попросил её староста класса.
- Она сядет со мной, потому что я тоже Катя, - стала настаивать шустрая белокурая школьница.
- Хорошьё, - отозвалась чёрная девочка, и ей было освобождено место рядом с Катей.
Так радостно началось знакомство...
Чёрная Катюша знала немало русских слов, и её понимали, она же с трудом понимала русские слова.
- Мне хорошьё уметь говорить, а слушайт мне очен есть темно.
И всем стало ясно, что Катюше нужна помощь, и все решили, что этим займётся отличница из отличниц Надя Куркина, по прозвищу "Фигуркина".
Надя с огромной радостью взялась помогать Катюше и ввела её в свою семью. Все африканку приняли в семье Куркиных так, словно она была с ними знакома давно.
Помогать Катюше было и легко и трудно. Легко, потому что она была очень одарённой девочкой. А трудность заключалась в языке.
Без него и самый лёгкий урок не поймешь. А обучить языку не так просто. Легче обучать разговорному языку, когда обучающийся хотя бы немного , но знает язык обучаемого. И Надя решила заняться Катюшиным языком.
- О, это ты, Надьа, тебе надо голос сломайт, - противилась Катюша и как могла объяснила, что её народ маленький, а слов у него много-много, но ещё нет букв и словаря.
И всё же Надя занялась Катюшиным языком. Показывала на стул и спрашивала: "Что это?"Африканка отвечала, а иногда записывала русскими буквами свои родные слова. И вскоре не только Надя, но и ёе бабушка стали разговаривать на смешанном и смешном языке. Плохо и очень плохо, но всё же понятно.
Катя и её бабушка изобрели способ разговора с показыванием, с действием. Когда бабушка или Катя медленно, чуть ли не нараспев говорили: "Я пью воду из стакана", - они пили воду из стакана, затем просили это же самое повторить Катюшу, и она повторяла по нескольку раз, добиваясь точности произношения слов.
Говорить медленно и понятно постепенно входило в привычку Надиной семьи.
Очень много времени тратила Надя, чтобы научить Катю слушать и понимать русские слова. У Нади и у Катюши оказалось две школы, двойные уроки, в классе и дома.
Хороший слух помогал африканке овладеть нелёгким для неё русским языком. И, читая вслух, она усваивала самое трудное - правильное звучание слов.
Африканка, счастливо щеголяя русской речью, поражала учителей и учеников.
Все по справедливости прославляли Надю, писали о ней хвалебные заметки, дарили её вниманием и превозносили до небес, особенно после того как африканка стала отличницей.
Это уже было настоящим чудом, замеченным и за пределами школы.
Надя ходила чуть ли не в героинях. все знали, говорили о ней, всегда замечали и одобряли её... Но... Без "но" здесь не обойтись.
Но, замечая заслуги Нади не обращали внимания на то, что Надя всё чаще и чаще вместо обычных для неё пятёрок получала четвёрки, а за ними и тройки. После того как Надя получила первую двойку, заговорили не только в её классе.
В чём дело? Как это могло случиться?
Да очень просто... Математика легко давалась Катюше, она нередко в уме решала то, что высчитывалось остальными в тетрадях или на доске. Отличная слуховая память позволяла африканке заучивать с Надиного голоса и те стихи, слова которых Катюша не всегда точно понимала. А иногда Катюша говорила голосом Надиной бабушки и даже шамкала там, где это делала бабушка.
А Надя, увлечённая успехами Катюши, отдавала ей всю себя, всё своё время и не огорчалась своими тройками и двойками. Пусть это плохо, но зато Катюша выступила по телевизору и так прекрасно прочла бессмертные стихи:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа... -
что сидящие в зале и показанные на экране замерли, глядя на кудрявую африканку, чем-то отдалённо похожую на Пушкина-мальчика.
Катюша читала, часто поднимая вверх правую руки, и тем самым ещё больше напоминала известную картину, на которой юный лицеист читает на экзамене стихи перед крупнейшим поэтом того времени Державиным.
Надина бабушка плакала у телевизора, когда с точностью до полутоника Катюша вдохновенно отчеканивала каждое слово:
... И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
В голосе Катюши бабушка слышала и внучкин голосок...
Катюша получила многое множество писем из разных уголков нашей страны, а Надя Куркина получила две двойки и одно письмо. В письме сообщалось, что она отчислена из школы фигурного катания за непосещение занятий...
Вот тут-то и началось всё то, что не могло не начаться.
Двойками Нади Куркиной занялась директор школы, седая женщина, бывшая в годы войны партизанкой, очень строгая и очень чуткая глава школы. Она осторожно и подробно узнала, чего стоили Наде успехи прославившейся Катюши.
Оказалось, что Надя рассталась ради Катюши с катком и любимейшим фигурным катанием. Наде часто приходилось ложиться спать после полуночи. Она не могла, не успевала выполнять заданное на дом. Писала наспех сочинения. С ошибками решала задачи. Невыспавшейся, ей трудно было бороться со сном в классе.
Директор школы, узнав обо всём этом, тщательно подготовилась к встрече с Надиным классом.
И вот она, всегда уравновешенная, умеющая держать себя в руках, вошла в класс заметно взволнованной.
Класс встал. Она не сказала, как всегда "Садитесь", а начала так:
- Мне стыдно за ваши хвалебные, хотя и справедливые заметки в стенной газете... За ваш подарок, купленный Наде в складчину... Мне стыдно за вас. Что стоят ваши складчинные пятачки, ваши лестные, кудрявые слова...
Она отпила несколько глотков воды, и её речь снова зазвучала перед замершим, слушающим стоя классом.
- Я прошла войну... Я знаю цену и силу человеческой чуткости даже в мелочах... А мелочи нередко спасали жизни... Надя, пожалуйста, выйди из класса вместе со своей подругой, опередившей тебя в успехах.
Девочки вышли из класса.
Речь продолжалась.
- Если бы вы были моими ровесниками, я бы нашла для вас калёные слова. Но вы ещё юны и многого не понимаете. Но всё же скажу, что вы чем-то похожи на тех, кто, стоя на берегу, аплодирует выбивающемуся из сил пловцу, который спасает тонущего. Вы похожи на ободряющих обессилевшего спасителя громкими восклицаниями и восторгами, вместо того, чтобы самим броситься в воду и трудное спасение сделать лёгким и безопасным.
Она снова отпила несколько глотков и снова заговорила:
- Да, я не имею права, - повторила она, - назвать вас словами, которые вы заслужили. Эти справедливые и беспощадные слова теперь не только у меня, но и у вас, наверное, готовы сорваться с языка. Произнесите же их, не произнося по отношению к себе... И мы на этом закончим разговор...
Она, седая, властная, с горящими глазами, помолчав несколько минут, сказала классу:
- Садитесь!
Класс продолжал стоять.
- Садитесь же. Я вижу, я знаю, что сейчас произошло и ещё происходит в ваших душах. Поэтому не будем выносить никаких постановлений и решений о том, чтобы обе они - чёрная и белая сёстры - были отличницами... И чтобы, - добавила она ещё мягче, - на соревнованиях по фигурному катанию Надя снова украсила нашу школу... Если не в этом, так в будущем году... Фигурное катание тоже заслуживает внимания.
Тем более, что оно бывает разным и по-разному фигурным как на льду, так и в некоторых, пусть далеко не ледяных, но всё же не очень заботливых и чутких сердцах...
© 2009 http://historyfs.narod.ruAll rights reserved. Все права на материалы и фотографиипринадлежат их авторам. При перепечатке ссылка на авторство и источник обязательна.Наилучший просмотр сайта обеспечивается в браузере Microsoft Internet Explorer
© Леа